Эльфы в мифах, фольклоре и
фэнтези. Часть первая.
От автора. Данная
статья была написана довольно давно, исправлялась и дополнялась по мере
прочтения мифов и легенд, сказок, научной литературы, и, конечно же — произведений,
созданных в жанре фэнтези в ХХ, а теперь уже — и в начале XXI века.
Поэтому вторая часть еще в процессе дописывания, но обязательно будет выложена.
Статья не претендует на научность — автор ни в коей мере не
литературовед, так что просьба относиться к ней соответственно — как
к личному, весьма субъективному взгляду на Древний народ в мифах, легендах и
сказках. (Об эльфах в фэнтези — во
второй части).
Для лучших произведений, созданных в жанре волшебной фантастики, фэнтези, главное — человеческая сущность. В ходе повествования читателю открывается не только «внешнее» — вселенная, в котором обитают герои, но и их внутренний мир — особенности характеров персонажей, их развитие и изменение, межличностные отношения. В отличие от миров «научной» фантастики, во многом ориентированных на создание предметной среды, порожденной техникой будущего, в волшебных мирах фэнтези особое внимание уделяется личности, ее физической и духовной силе и (или) магической мудрости. Героями фэнтези могут быть и люди, и их «проекции» — существа иной природы, образы которых авторы черпают как в мифоэпической и фольклорной традиции (боги и демоны, эльфы, гномы, тролли, баньши и т.д.) так и в собственном воображении, творчески перерабатывая те же мифы, легенды и сказки. Например, так были созданы хоббиты Дж.Р.Р. Толкиена и кендеры в Dragonlance М.Уэйс и Т. Хикмэна.
Взаимоотношения между существами разных «рас», различия в их обычаях, характере, поведении часто создают сложные, конфликтные ситуации, помогающие читателю лучше понять героев и «войти» в «магическую реальность» произведений фэнтези.
Один из загадочных и таинственных народов Волшебной страны западноевропейских мифов и легенд, «переселившийся» в фэнтези — эльфы. Они очень разные не только в волшебной фантастике ХХ и уже начала XXI в., но и в ее источниках — мифах, легендах, сказках и преданиях.
Статья посвящена, в основном, эльфам в фольклоре Британии и Ирландии — ведь именно на основе сказаний Островов создавали «своих» эльфов и Толкиен, и другие авторы. Но не следует забывать, что первоначально эльфы (альвы) — персонажи германо-скандинавской мифологии. В Британии и Ирландии их образы сильно изменились, под влиянием разнообразных фантастических существ кельтской фольклорной традиции. Это привело к тому, что в легендах и сказках Британских островов эльфы выглядят по-разному: и как Древний народ, вытесненный людьми и холмы, на острова или на дно озер, и как злые демоны, которых можно отпугнуть крестным знамением, и как веселые крохотные (в палец величиной) человечки с прозрачными крылышками, и как существа в половину или треть человеческого роста, живущие в лесах и в горах. Часто отмечаются их волшебные способности — неожиданно появляться или исчезать, изменять свой облик; эльфы могут помогать людям, даруя волшебные предметы и способности, полезные советы, избавляя от болезней, наделяя богатством. Но ярко описаны и злокозненные эльфы-демоны, враждебные людям как представители древнего, дохристианского мира. Они, к примеру, способны насмерть «затанцевать» человека, — он не может остановиться, пока не смолкнет колдовская музыка; могут утащить смертного в свою страну (так, валлийские Тилвит Тег обожают похищать детей и девушек с золотыми волосами) — особенной опасности подвергаются некрещеные младенцы. Эльфы от души веселятся, причиняя различные неприятности людям, — для них это всего лишь «шалости», развлечения — утащить корову в озеро, «помочь» человеку заблудиться в лесу и т.д.
Во внешности эльфов нередко присутствуют нечеловеческие черты, отличающие их от людей — исключительная красота (или, наоборот, уродство), заостренные крупные уши, раскосые глаза (иногда со звериными вертикальными зрачками), уже упоминавшаяся различная величина этих созданий и т.д.
Откуда же такая разница в описаниях эльфов? Эти существа из германо-скандинавских мифов и легенд появляются на Островах во 2-й половине I-го тыс. до н.э. в ходе завоевания Британии германскими племенами (англы, саксы, юты) и последовавших позднее норманнских набегов на Ирландию. В те времена Острова были населены самыми разными персонажами кельтской мифологии. Поэтому постепенно понятие «эльфы» объединило многих непохожих друг на друга обитателей «Волшебной страны» Британии и Ирландии.
Итак, начнем «историю эльфов» с самого начала — с мрачного и величественного мира скандинавских мифов и саг. Прежде всего, само слово «эльфы» произошло от более древнего «альвы» (древнеисландское alfar). Так называли духов, обитавших повсюду в природе. Они делились на светлых и темных. Светлые альвы — прекраснее солнца, темные же — чернее смолы. Скандинавы верили, что корни мирового древа, ясеня Иггдрасиль, тянутся в Девять миров, среди которых были Альфхейм и Свартальфхейм — миры альвов. Свартальфхейм — обитель темных альвов, не выносящих дневного света и довольно злобных. Возможно, темные альвы и карлики-цверги — одно и то же; недаром мудрый цверг, сватающийся к Труд, дочери бога Тора, носит имя Альвис. Тор целую ночь задавал Альвису вопросы об устройстве мира, о происшествиях с богами, великанами и цвергами. Тот ответил на все вопросы, но с рассветом превратился в камень, чего и добивался Тор. Искусники-цверги изготовили для богов прекрасные волшебные предметы, в том числе копье Одина и молот Тора; четыре карлика держали на своих плечах небесный свод с четырех сторон света. В позднейших скандинавских и немецких легендах и сказках цверги превратились в гномов — хранителей подземных сокровищ. В эпосе о Нибелунгах упоминается о связях темных альвов с людьми. Так, о преданном вассале короля бургундов Гунтера Хагене ( в скандинавском варианте — Хегни) говорится, что мать родила его от темного альва.
Светлые альвы, обитатели Альфхейма, в скандинавских мифах — духи природы (первоначально, возможно, и души умерших — отсюда и позднейшее их название — Древний Народ), которые по своим функциям близки к ванам — богам плодородия и морской стихии. Так, мир ванов называют и Ванахеймом, и альфхеймом; боги в «Старшей Эдде» часто называются короткой формулой «асы и ваны», но встречается и «асы и альвы». У альвов есть свои князья (ярлы); таким князем назван, например, Велунд — волшебник-кузнец. Люди захватили его в плен и заставили работать на себя, подрезав сухожилия под коленями, чтобы пленник не смог убежать. Но Велунд смастерил чудесные крылья и улетел, предварительно убив сыновей и изнасиловав дочь своего хозяина.
Скорее всего, альвы выполняли различные функции. Они были духами природы — земли и подземелий, воды, воздуха, лесов, полей, гор. Они имели отношение также к плодородию, ремеслам и колдовству; альвы если и не были бессмертны, то, во всяком случае, жили во много раз дольше людей. Они мудры, искусны в обработке металлов и драгоценных камней, обладают магической силой, которой наделяют свои изделия. При контактах с людьми альвы нередко злы, коварны и чрезвычайно мстительны, но могут и хорошо относиться к людям. В средневековой демонологии и алхимии альвы и цверги превратились в духов стихий(элементалей): гномов — духов земли, ундин — духов воды, сильфов — духов воздуха, и эльфов, или саламандр — духов огня. К альвам и цвергам восходят такие персонажи немецких сказок, как кобольды (горные духи), альрауны (человечки-«корешки») и другие.
После завоевания части Британии
(собственно Англии) германскими племенами (V-VI вв.), после норманнских набегов
на Ирландию (VIII – IХ вв) и позднейшего английского
вторжения на Зеленый остров (с XII в.) происходит постепенное
взаимопроникновение, слияние различных элементов кельтских и англосаксонских
мифов, легенд и сказок. «Волшебная страна» Британских островов была до этого
населена самыми разными существами, порожденными буйной фантазией кельтов. С
утверждением христианства в Британии и Ирландии (V-VI вв.) происходят своеобразные изменения
в фольклоре. Боги кельтов становятся «ниже рангом», превращаясь в духов, демонов, а также
легендарных королей, мудрецов и героев прошлого. Это нашло свое отражение и в
ирландском эпосе, и в валлийском «Мабиногионе», в легендах о короле Артуре и
сказках. Постепенно легенды о дохристианских божествах и духах, ставших обитателями
«нижнего», подземного мира смешиваются со сказаниями об эльфах, гномах, троллях
и других персонажах германо-скандинавского фольклора. Появляются легенды и
сказки о Волшебной стране и самых разных существах, ее населяющих. В качестве
основного населения этой страны чаще всего фигурируют эльфы (elves) или фейри
(faerie).
Довольно долго на Британских островах вполне серьезно верили в то, что «вытоптанные» кольца на лугах и полях — круги фейри, водивших свои хороводы под звуки скрипок и волынок. В позднем средневековье их стали называть и ведьмиными кругами, оставшимися после шабашей, а внаши дни кое-кто считает эти загадочные круги следами посадок «летающих тарелок».
В Ирландии эльфы-фейри зовутся
дини-ши. Их образы восходят к легендарным сидам — сверхъестественным
существам, обитавшим в холмах (которые тоже назывались сидами). В их число
вошли и боги ирландского пантеона, «Племена богини Дану» (Туата де Даннан),
свергнутые в «нижний» мир с приходом христианства, и существа более низкого
мифологического «ранга»: духи природы (тех же холмов, рек, озер, лесов и т.д.),
духи предков-героев древности, духи-оборотни — паки, зачастую
принимавшие облик различных животных.
Согласно
«Книге захватов Ирландии», в которой мифологические сюжеты представлены как
история Зеленого острова, племена Богини Дану победили прежнюю волну
завоевателей — демонов-фоморов (судя по текстам — старшее
поколение богов), и, в свой черед, были побеждены «Сыновьями Миля» — гойделами
(гэлами, т.е. собственно, кельтским населением острова). Но побежденные боги
сохранили власть над подземным, нижним миром; они поделили между собой
холмы-сиды. У сидов осталась часть прежней магической силы — пир
Гоибниу, даровавший им бессмертие (во всяком случае, очень долгую жизнь), дымка
Фет-Фиада, делавшая их невидимыми людям, котел Дагда, пища в котором никогда не
кончалась, и другие волшебные предметы и способности.
Граница
между мирами сидов и людей была достаточно условной, особенно для обитателей
холмов, которые могли появляться на поверхности земли, вступать в браки со
смертными, совершать чудеса и подвиги. Люди также проникают в мир сидов,
сражаются там, берут в жены женщин-сид. Особенно зыбкой, проницаемой граница
между мирами становилась в ночь Самайн (Самхейн) — под 1 ноября, — в
кельтский праздник окончания осенних работ и наступления зимы. Начиналось
«темное» время года, время долгих и холодных ночей, в которые существа из
потустороннего мира становились сильнее и могли принести ощутимый вред — утащить
человека в свою страну, напугать, угнать скот — нередко из желания
поразвлечься, «пошалить», присущего обитателям Волшебной страны.
Наряду с «героическими фейри» — сидами, которых в Уэльсе называют Тилвит Тег или Плант Рис Тувн (Плант Аннон — «народ Аннона», потустороннего мира — все же более общее название) в понятие «эльфы» включали и не столь грозных существ — «малый народец», «зеленых человечков» — многочисленных обитателей лесов, лугов, гор, водоемов, тех же холмов. К ним относятся лепреконы — малютки-башмачники, которые чинят обувь эльфов, «пыхтуны» — забавные толстячки с трубками, живущие в ирландских сказках вместе с «высокими» эльфами на дне озер, лесные карлики-дварфы, гоблины и другие забавные существа.
Игры и «шалости» эльфов зачастую далеко не безобидны; нередко в легендах и сказках они предстают злыми демонами, враждебными людям, выполняют «бесовскую» роль. В английской сказке «Чайльд-Роланд» эльфы похищают принцессу, так как она обошла церковь против солнца, затем и оба ее брата, отправившихся на поиски, попадают в плен к королю эльфов, который повергает их в «сон, подобный смерти», и лишь третий брат, в точности выполнив указания волшебника Мерлина, освобождает их. Советы Мерлина сводятся к одному: не иметь ничего общего с обитателями мира эльфов, — срубать там голову каждому встречному, ничего не есть и не пить в Темной башне — жилище короля.
Мир эльфов часто называют Страной вечной юности (и в сказках, и в кельтских иммрамах — сказания о плаваниях на чудесные «Острова блаженных» на западе). Время в этом краю течет по-другому, не так, как в мире людей. Так, в шотландской сказке «Два скрипача из Стратспи» музыканты, игравшие на пиру у эльфов одну ночь, возвращаются в свой город через сто лет.
В сказках и легендах говорится и о королеве эльфов, которая довольно неравнодушна к смертным мужчинам (например, в шотландских сказке «Там Лин» и легенде «Томас-Рифмач»). Представление о королеве Волшебной страны так же восходит к таинственным западным островам кельтских мифов, которые иногда называются «Страной женщин». В числе этих загадочных островов — Остров Яблок (валлийское название — Инис Аваллон, ирландское — Эмайн Абла). Именно на Аваллон уносит смертельно раненого короля Артура его сестра фея Моргана, в образе которй легко можно различить черты сказочной королевы эльфов-фейри.
Итак, мы уже подошли к тому, что образы эльфов, пришедшие на Британские острова из германо-скандинавской мифологии и сильно изменившиеся под влиянием кельтской фольклорно-мифологической традиции, нашли свое отражение в литературе — от созданного в средневековье артуровского цикла до фэнтези.
Хотя и до Толкиена создавались произведения, созданные в жанре фэнтези, причем автроры неккоторых из них писали об эльфах без всяких прозрачных крылышек (лорд Дансени, Р.Киплинг) — именно Толкиен обрисовал их ярко и убедительно, — от языка и истории, законов и обычаев, до психологических отличий Дивного народа от людей. После Профессора многие авторы не могли не проникнуться... не то что обаянием — уровнем реальности эльфов Арды. Отталкиваясь от квэнди Профессора, заостряя какие-то их черты, находя что-то иное в фольклоре и собственном воображении — все равно влияние Толкиена на образы эльфов у М.Уэйс и Т.Хикмэна, А.Сапковского, Д.Дункана, Т.Брукса и у отечественных авторов — Н.Перумова, В.Камши, Э.Раткевич очень даже заметно (как любит выражаться автор этой статьи — «видно, откуда ушки растут»).
Но об этом — во второй
части статьи.