Так слэшер я или не слэшер?
В 1999 году я нашла в интернете слэш и сразу почувствовала,
что это мое. Я читала слэш, писала слэш, общалась со слэшерами — и, вполне
естественно, идентифицировала себя как слэшера.
Сложно сказать, когда именно я начала отходить от такой
самоидентификации. Возможно, тогда, когда некоторые люди стали говорить мне,
что я пишу не слэш, заставляя меня тем самым более пристально взглянуть на
собственные тексты — если я по-прежнему считала, что написала слэш, значит, их
определение слэша отличалось от моего.
Возможно, тут сыграл свою роль и мой интерес к "Гарри
Поттеру" как к фэндому, поскольку здесь были по-настоящему интересовавшие
меня женские персонажи, а также проблемы в тексте и во всей вселенной Роулинг,
которые интересовали меня вне зависимости от романтических взаимоотношений
между персонажами. Я почти впервые обнаружила, что с удовольствием читаю не
только джен, но и гет.
Короче говоря, по разным причинам я стала подозревать, что
не могу больше с уверенностью идентифицировать себя
прежде всего как слэшера.
Но вокруг меня по-прежнему друзья-слэшеры и, что еще важнее,
по-прежнему существуют антислэшеры — уж если кто и способен заставить меня
объявить себя слэшером, так это они. (Так Марк Блок в свое время говорил, что
только антисемиты заставляют его почувствовать себя евреем). Поэтому мне
кажется необходимым прояснить свою позицию — решить,
что такое слэш для меня, как мое определение слэша соотносится с общепринятым и
какова моя позиция по отношению к слэшу.
Какое-то время назад я уже поднимала вопрос о том, является
ли слэш варнингом или жанром. Эта проблема по-прежнему представляется мне
ключевой в определении того, что есть слэш. Наиболее распространенное
толкование, встречающееся на большинстве сайтов, связанных с данной тематикой,
заключается в том, что слэш — это фанфик с м/м
взаимоотношениями. Но это вызывает у меня очевидный вопрос: насколько
значительным должно быть присутствие таких взаимоотношений, чтобы фик был
охарактеризован как слэш?
Гетеросексуальные отношения, к примеру, в той или иной форме
присутствуют почти в любом фанфике, и тем не менее
ярык "гет" получают, как правило, лишь те фики, которые целиком
посвящены развитию романтических и/или сексуальных отношений между двумя
персонажами разного пола. Ситуация с расстановкой ярлыков на слэш-фиках
очевидно отличается от такой модели - к слэшу относят фики, в центре сюжета
которых приключения, идейные проблемы, политическая интрига и т.д. и т.п.
Именно из сравнения употребления ярлыков "слэш" и "гет" у
меня и возникает мысль, что "слэш" используется как варнинг - мол, не
ходите туда, если боитесь бяку.
Вышесказанное представлялось, и до сих пор представляется,
для меня очевидным; но тут я обратила внимание на одну любопытную деталь.
Читатели, говорившие мне, что я пишу не слэш, потому что мои персонажи не
занимаются сексом и не признаются друг другу в любви, были преимущественно из
России. Сторонники идеи, что слэш — это жанр, а фики, в которых развитие м/м взаимоотношений не является основой, не слэш, тоже были
из России. И антислэшеры, распространявшиеся про то, что основная цель слэшеров
— чуть ли не силой уложить двух персонажей в койку
невзирая на логику (тут невольно вспомнишь теорию о том, что всякий фанфик есть
изнасилование), — они тоже из России.
Заметив это, я стала перебирать в уме русские фанфики.
Признаюсь, я читала их не так уж и много (похоже, чем больше пишешь фанфиков,
тем меньше их читаешь, но это уже другая история), поэтому мне сложно делать
выводы — приглашаю тех, кто разбирается в это лучше, поправить меня. Но действительно
начинает создаваться впечатление, что русские слэш-фанфики посвящены
преимущественно развитию отношений - что, говоря упрощенно, герой не спасает
мир вместе со своим бойфрендом, а потом они вместе
уезжают в рассвет, а скорее отвлекается от спасения мира, потому что желает
признаться в любви/переспать со своим бойфрендом.
Я была бы очень рада за русских
фанфиккеров, если бы это оказалось не так; но вне зависимости от того, варнинг
слэш или жанр, является он ярлыком или самоцелью и основной темой, он все же
означает присутствие гомосексуальной тематики, и именно поэтому слэш как термин
и слэшерство как сообщество начинают меня стеснять. Да, мир вокруг нас
полон гомофобов, и от них имеет смысл держаться подальше — но помогают ли в
этом ярлыки? Когда я ставлю на свой
фанфик пометку "слэш", защищаю ли я себя от оскорбленных реакций
гомофобов или отталкиваю тех, кто мог бы прочитать фанфик с интересом,
заставляя их думать, что они знают, чего ждать от этого текста?
С одной стороны ярлыки в фанфике объяснимы — явление фанфика
возникло потому, что люди хотели читать вполне определенные вещи про вполне
определенных героев. В каком-то смысле читать фанфики — все равно, что обедать
в Макдональдсе; и там, и там ты точно знаешь, что именно получишь.
Но именно своей приятной предсказуемостью фанфик вообще и
слэш в частности отделяет себя от основного направления искусства. Можем ли мы
представить себе на первой странице "Гамлета" варнинг: "Гет
(Гамлет/Офелия, Клавдий/Гертруда), НЦ-17 из-за насилия, смерть персонажей"?
Правильно, не можем. Даже жанровая литература, изначально имеющая более низкую
репутацию из-за своей предсказуемости, не обещает нам, что все герои останутся
живы, и не предупреждает нас, кто с кем вступит в романтические взаимоотношения
и насколько откровенно это будет показано. (в художественной литературе не ставятся и рейтинги, как в
кинофильмах, но это отдельный разговор).
Итак, слэш как варнинг, как ярлык, поначалу успокаивает
читателя, позволяет ему находить именно такие тексты, которых он ждет. Но
постепенно этот же ярлык начинает сковывать; мешает развивать собственное
творчество, искать новое, или попросту заставляет разочаровываться в фэндоме —
ну как вы думаете, сколько можно прочитать Гарри/Драко прежде, чем начнет
казаться, что все фики одинаковы, занудны, и что
раньше писали лучше?
Когда-то я читала фики по любимым пэйрингам, кроссоверам, АУ и т.д. и т.п. Теперь я выбираю фики по авторам. Если я знаю, что автор хорошо пишет, я прочту у него и гет, и слэш, и джен (да, есть вещи, которые мне читать неприятно. Но их невозможно предугадать — можно только бросить читать, когда на них наткнешься). Я не знаю, как преодолевают этот барьер другие — наверное, многие продолжают выбирать фики по ярлыкам, кто-то бросает фанфики вообще и переходит к оригинальному творчеству. Каждому свое. Про себя я могу только сказать, что хотя по-прежнему сохраняю симпатию к слэшу, собственно слэшером я себя больше не считаю.